FEATURES OF THE PROCESS OF MARKETING IN SOCIAL NETWORKS IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МАРКЕТИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Чулкова Юлия Анатольевна,

студент

 Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Chulkova Julia A.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 33

Аннотация: В статье представлены результаты анализа процесса маркетинга в социальных сетях в современных российских условиях. На основе данного анализа была выявлена необходимость применения маркетинга в социальных сетях в деятельности организаций, проведено сравнение с традиционным маркетингом и рассмотрен маркетинговый инструментарий в социальных сетях.

Ключевые слова: маркетинг, социальные сети, маркетинг в социальных сетях, продвижение бренда.

Abstract: The article presents the results of the analysis of the process of marketing in social networks in modern Russian conditions. Based on this analysis, the need to apply marketing in social networks in the activities of organizations was identified, a comparison was made with traditional marketing and marketing tools were considered in social networks.

Key words: marketing, social networking, social media marketing, brand promotion.

  

Сегодня интернет это неотъемлемая часть социального пространства. С его помощью люди не только общаются, но и делают покупки, проводят досуг за онлайн-играми, смотрят фильмы, слушают музыку, а также размещают рекламные предложения и т. д. В интернете постоянно присутствует большое количество людейи компаний по всему миру, удовлетворяющих как личные, так и коммерческие интересы и потребности.

Интернет произвел революцию и в маркетинге. Потребители получили возможность исследовать продукты, представляющие интерес, высказывать свое мнение о продуктах и услугах без необходимости посещать множество торговых точек. Компании получили возможность использовать интернет-пространство как информационную, рекламную и коммерческую площадку, более точно ориентировать свои сообщения, индивидуализировать предложения. И сегодня уже не стоит вопрос, использовать ли социальные сети. Ставится задача эффективно применять их при разработке программ продвижения. [1]

Маркетинг – это один из самых важных видов деятельности в бизнесе за счет непосредственного влияния на рентабельность и продажи. Традиционное понятие маркетинга означает совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В отличие от традиционного понятия, маркетинг в социальных сетях имеет немного иную направленность. Что же означает данное понятие? Маркетинг в социальных сетях (Social media marketing (SMM)) –это процесс привлечения внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач.

Целью применения маркетинга в социальных сетях является достижение маркетингового результата, который в данном случае будет зависеть от формирования осведомленности потребителей о товарах, услугах компании, увеличения количества посещений сайта (трафик), получения обратной связи от потребителей, увеличение продаж и формирование лояльности.

 Таблица 1

Сравнение традиционного маркетинга и маркетинга в социальных сетях [3]

Из таблицы 1 следует, что маркетинг в социальных сетях по сравнению с традиционным маркетингом является более перспективным вариантом на данный момент, поскольку имеет ряд отличий. Исходя, из этого можно сказать, что необходимость использования маркетинга в социальных сетях связана не только с новыми принципами перераспределения функций маркетинга, но и с новой ролью потребителя, который в изменившихся условиях является соавтором информационного потока, в противовес традиционной роли зрителя.

Стало очевидно, что социальные сети – это уникальный канал коммуникации, благодаря которому компания может в кратчайшие сроки получить данные об отношении потребителя к бренду, оценить систему его предпочтений, а потребитель без особых временных затрат находитполную информацию об объективных характеристиках бренда. К социальным сетям относятся: [6]

- «ВКонтакте»;

- «Одноклассники»;

- «Instagram»;

- «Facebook».

 Обмен контентом, мнениями, опытом и актуальными медиа данными, поиск не только людей со схожими интересами, но и самих объектов этих интересов (спорт, музыка, профессии и т. п.)– основные действия пользователей в социальных сетях, которые постепенно привели к созданиюи развитию тематических групп и сообществ компаний и брендов.

Маркетинг располагает довольно широким набором инструментов, формирующим систему маркетинга компании. Однако маркетинг в социальных сетях имеет определенные инструменты, которые существенно отличаются от традиционных. Данные инструменты обеспечивают образование прочной связи между компанией и ее клиентами, и формируют комплекс мероприятий, направленных на привлечение пользователей сети интернет к товару компании. Маркетинговый инструментарий в социальных сетях – это результат интеграции принципов и возможностей классического маркетинга, но адаптированный с учетом специфики социальных сетей (см. рисунок 1).

Используемый инструментарий обязан быть достаточно эффективен, чтобы разбудить интерес к продвигаемому сайту или продукту у максимального количества пользователей социальных сетей, не вызывая недовольства администрации ресурса.

 Рисунок 1

Инструменты маркетинга в социальных сетях

Все перечисленные инструменты вносят свой вклад в создание более привлекательного опыта для членов сообщества, как правило, фанатов бренда и лучших потребителей. Это крайне важно, так как существующие потребители – одни из важнейших активов бренда, определяющих его долгосрочное сохранение и развитие. Сторонники создают положительные ассоциации с брендом среди клиентов и привлекают новых покупателей, что не требует высоких затрат и времени. Почти все онлайновые социальные сети позволяют организовывать группы. [4]

Главное отличие маркетинга в социальных сетях от других способов продвижения в том, что все его приемы призваны заинтересовать не роботов поисковиков, а реально существующих людей.

Определим основные преимущества и недостатки данного процесса.

К преимуществам маркетинга в социальных сетях относятся:

1. Пользователи не относятся к продвижению в социальных сетях, как к рекламе, следовательно, они доверяют этой информации больше, чем рекламным объявлениям.

2. Широкий охват целевой аудитории, возможность привлечения посетителей вне зависимости от их региональной принадлежности.

3. Сегментирование пользователей на группы (таргетинг): возможность выбора целевой аудитории с высокой степенью точности.

4. Относительно низкая стоимость рекламного контакта (намного дешевле рекламы в прессе, при больших охватах дешевле рекламы на ТВ).

5. Наличие обратной связи с целевой аудиторией, что позволяет быстро реагировать на пожелания или замечания потенциальных клиентов. [3]

В качестве недостатков можно выделить:

1. При отсутствии опыта работы в социальных сетях существует риск нерезультативного расходования временных и денежных ресурсов.

2. Для обеспечения долгосрочного результата необходима постоянная работа: обновление информации, публикация новостей, авторских статей, постов и т.п.

3. Невозможно предоставить 100% гарантию результата.

4. Возможность сильно испортить репутацию – достаточно всего лишь несколько раз ошибиться в комментариях, в выбранных темах поста (записи) и т.д

Следует отметить, что продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и наиболее подходящие способы коммуникации с ней, при этом в наименьшей степени затрагивая не заинтересованных в этой рекламе людей. [7]

Таким образом, маркетинг в социальных сетях в настоящее время успешно развивается и применяется в качестве инструмента для продвижения товаров компании и является важным направлением в бизнесе. Маркетинговые инструменты, используемые в социальных сетях, позволяют компаниям не только способность раскрутиться, но и привлечь множество потенциальных потребителей к своей продукции. Ведь с каждым годом аудитория социальных сетей, в общем, почти не отличается от аудитории интернета в целом.

 

Список использованных источников:

1. Данченок Л.А. Интернет-маркетинговые коммуникации. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2013.

2. Ермолова Н.А. Продвижение бизнеса в социальных сетях. М.: Альпина Паблишер, 2017.

3. Маркетинг в социальных сетях: особенности и преимущества. URL: http:// emisart.ru/smm-materialy/marketing-v-sotsialnykh-setyakh (Дата обращения: 02.02.2018).

4. Прокурова Н.И. Особенности процесса маркетинга в социальных сетях. М.: Издательство ВГУЭС, 2013.

5. Сенаторов А.А. SMM: инструменты, технологии и использование. М.: Альпина Паблишер, 2016.

6. Халилов Дамир. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014.

7. Щербаков С.Н. Социальные сети – инструкция по эксплуатации. М.: Питер, 2014.