СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

PERFECTION OF CORPORATE CULTURE OF THE ENTERPRISE

 

Студилова Мария Сергеевна,

студент

Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского

технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ,

г. Набережные Челны, Россия

Studilova Maria S.,

student

Kazan National Research Technical Universitynamed by A.N. Tupolev – KAI,

Naberezhnye Chelny, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 33

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры.

Ключевые слова: корпоративная культура, система ценностей, имидж компании, совершенствование, методы и инструменты.

Abstract: The article is devoted to the actual problem of formation and improvement of rational corporate culture. 

Key words: corporate culture, value system, company image, improvement, methods and tools.

 

В современных условиях развития российской экономики грамотно внедренная сильная корпоративная культура выступает важным условием успешной работы предприятия, содержит в себе мощный потенциал в плане повышения имиджа компании, повышает устойчивость компании к кризисам. Поэтому актуальность проблемы совершенствования корпоративной культуры предприятия является несомненным.

Корпоративная культура представляет собой систему духовных и материальных ценностей, мифов, ритуалов, праздников, принятых в определенной компании, отражающих ее индивидуальность и взаимодействующих между собой; систему, проявляющуюся в поведении, взаимодействии и восприятии себя и других в социальной среде, формирующуюся целенаправленно в рамках принятой стратегии менеджмента компании.

В современных экономических условиях корпоративная культура предприятия действует как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций, способствует успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, подчеркивает компетентность менеджмента, формирует имидж компании [4], что отражается на уровне продаж и облегчает распознавание продукции предприятия на рынке. Совершенствование корпоративной культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало может стать одним из рычагов повышения эффективности функционирования предприятия.

Корпоративная культура должна соответствовать стратегическим целям предприятия и способствовать их достижению. Основные составляющие корпоративной культуры формируются постепенно, по мере развития предприятия путем закрепления наиболее прижившихся правил и норм поведения и коммуникации людей в коллективе [3]. Сплоченная, стремящаяся к единой цели команда намного эффективнее и быстрее справится с поставленными задачами, чем разобщенный коллектив работников, не чувствующий единения с коллегами, не имеющий возможности получить от них помощь и поддержку в трудной ситуации [1].

Корпоративная культура оказывает значительное влияние на успешность реализации стратегии организации. Некоторые аспекты деятельности организации, оговоренные в стратегии, могут совпадать или вступать в противоречие (что значительно затрудняет реализацию стратегии) с основными принципами корпоративной культуры. Только в случае полного соответствия между культурой и долговременными планами предприятие достигнет хороших результатов. В этом случае высокоорганизованная культура поддерживает реализацию стратегии, дает стимулы к творческой деятельности работников, воспитывает и мотивирует их.

Корпоративная культура предприятия нуждается в коррекции и совершенствовании, если начали проявляться такие негативные явления, мешающие достижению стратегических целей, как:

– снижение мотивации сотрудников, участились жалобы на неудовлетворенность работой;

– равнодушие и незаинтересованность работников в качественном выполнении своих служебных обязанностей и результатах трудовой деятельности;

– повышение текучести кадров;

– снижение дисциплины и уровня личной ответственности сотрудников;

– увеличение сопротивления работников проводимым изменениям;

– нежелание сотрудников следовать уже существующим в компании правилам и стандартам работы;

– отсутствие инициативы и формальный подход к выполнению должностных функций;

– непонимание между сотрудниками разных подразделений, межфункциональные конфликты в коллективе;

– ухудшение имиджа и авторитета предприятия среди клиентов и деловых партнеров, снижение ее привлекательности для потенциальных соискателей рабочих мест.

Наличие нескольких тревожных признаков, и, тем более, когда присутствуют они в совокупности, явно свидетельствует, что совершенствование корпоративной культуры предприятия является условием его выживания и конкурентоспособности.

Корпоративная культура должна внедряться на предприятии воспитательными и идеологическими методами. Управление корпоративной культурой – комплексный процесс: результата удается достичь только при работе со всеми уровнями предприятия. Самоустранение руководства компании от процесса формирования и совершенствования корпоративной культуры могут «свести на нет» все усилия. Корпоративная культура позволяет менеджерам использовать различные способы мотивации работников для повышения эффективности организации [1]. Когда персонал не видит заинтересованности руководства, это значительно снижает мотивацию. Это означает, что носителями корпоративной культуры, в первую очередь, должны стать руководитель компании и топ-менеджеры, которые своим поведением транслируют элементы культуры при помощи вертикальных и горизонтальных связей. В конечном итоге охваченными должны оказаться персонал всего предприятия.

Совершенствование корпоративной культуры предприятия предполагает последовательное выполнение следующих этапов.

Этап I. Проведение диагностики существующей корпоративной культуры предприятия с использованием инструментов комплексного исследования внутренней и внешней среды для определения сильных сторон и слабых сторон, для выяснения угроз и возможностей выработки гибкой стратегии, позволяющей стабильно добиваться эффективности своей деятельности.

Для проведения диагностики существующего положения необходимо исследовать следующие составляющие корпоративной культуры предприятия:

– систему ценностей, установки и убеждения сотрудников, правила и формы взаимоотношений между сотрудниками;

– принятые в компании нормы и правила внутреннего и внешнего взаимодействия, поведения на рабочих местах;

– сложившиеся традиции;

– используемый стиль управления;

– понимание и принятие сотрудниками миссии предприятия, его стратегических целей и задач;

– особенности информационных потоков и коммуникационного взаимодействия, в том числе и неформального;

– понимание и принятие действующих ценностей и поведенческих стандартов;

– инициативность работников, их готовность к генерированию идей, заинтересованность в выполнении стратегических целей компании;

– ответственность работников за результаты своей деятельности;

– готовность к новшествам и инновациям;

– степень лояльности предприятию.

Этап II. Моделирование ключевых характеристик обновленной корпоративной культуры; создание набора инструментов, фиксирующих характеристики обновленной культуры в организации.

Этап III. Разработка плана совершенствования корпоративной культуры, включающий как специальные корпоративные церемонии (особые плановые мероприятия – представление лучших работников, вручение премии, наград), корпоративные мероприятия (конференции, семинары, пикники, празднование юбилеев и дня основания компании), так и целенаправленную работу с персоналом, которая включает в себя:

– подбор и расстановку кадров с учетом требований корпоративной культуры данной организации;

– адаптацию существующих в компании практик работы с персоналом (модели компетенций, систему оценки и развития и пр.) [2];

– профессиональную и психологическую адаптацию молодых и вновь принимаемых работников к действующей структуре связей и традициям корпоративной культуры;

– непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала применительно к задачам организации и требованиям корпоративной культуры;

– воспитание персонала в духе определенных традиций организации и активного отношения к ее развитию [4].

Результатом совершенствования корпоративной культуры должно стать улучшение социально-психологического климата в коллективе. Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности трудом и коллективом, а также важным фактором, влияющим на внутренний имидж организации. Для поддержания достигнутого уровня необходимо проведение постоянной диагностики сложившейся корпоративной культуры и оценки степени удовлетворенности ею персонала. Корпоративная культура должна помогать выявить потенциальные способности людей, сплотить их, мобилизовать на выполнение высших целей и миссии предприятия. В процессе овладения работниками всей системой корпоративных ценностей является внутриорганизационное признание и продвижение тех сотрудников, которые могут служить ролевыми моделями для других членов организации. Выделяя таких людей как образцовых сотрудников, компания побуждает остальных работников следовать их примеру. Подобный подход к формированию ролевых моделей в компаниях, отличающихся сильной организационной культурой, считается одной из самых эффективных и постоянно действующих форм продвижения корпоративных ценностей [3]. Хорошо развитая корпоративная культура является важным стратегическим фактором, мобилизующим и объединяющим звенья на всех уровнях для достижения поставленных целей [4]. Постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования корпоративной культуры.

Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать следующие выводы. Корпоративная культура определяется как закрепившаяся в организации система ценностей, норм, символов, образцов поведения, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании и формирующая чувство принадлежности к ней. Формирование корпоративной культуры осуществляется на основании ценностей и организационных норм, разделяемых всеми членами организации. Корпоративная культура, должна быть адекватной стратегическим бизнес-задачам, стоящим перед предприятием. Результатом совершенствования корпоративной культуры предприятия должно стать осознанная лояльность и преданность сотрудников, сохраняющиеся в течение длительного периода, сплоченность и согласованность действий сотрудников в повседневной деятельности организации, уменьшение количества конфликтов, улучшение социально-психологического климата в коллективе. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой в компании идеологии организационного поведения. Предприятие с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательностью, как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.

 

Список использованных источников:

 1. Верц С.В. Влияние корпоративной культуры на формирование внутреннего корпоративного имиджа. URL: http://uecs.ru/uecs50-502013/item/1987 (Дата обращения: 20.03.18).

2. Метод формирования корпоративной общности / Г.В.Козлов, С.Е.Ерошин, Д.Ю.Большаков // Инновации. 2017. №7. С. 11-15.

3. Муллахметов Х.Ш. Корпоративная культура в системе менеджмента // Общество и экономика. 2017. №11. С. 41-53.

4. Ракишева Д.К. Влияние корпоративной культуры на имидж компании // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (Дата обращения: 21.03.2018).

5. Рычкова А.А. Корпоративная культура современной компании Генезис и тенденции развития. URL: https://www.litres.ru/a-a-rychkova/ (Дата обращения: 18.03.18).