СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

THE CURRENT STATE OF ETHICS OF STATE CIVIL SERVANTS

 

Будаева С.В.,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Budaeva Svetlana V.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Шуклинова Марина Валерьевна,

кандидат социологических наук

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Shuklinova Marina V.,

PhD in Sociology

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 35

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты формирования негативного образа государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: этика, власть, государственная служба.

Abstract:  The article considers aspects of the negative image of state civil servants. 

Key words: ethics, power, public service.

 

Одним из осуществляемых направлений политической деятельности органов государственной власти Российской Федерации является концепция «сервисного государства». В рамках данной парадигмы происходят повышение уровня предоставляемых государственных услуг, сопряжённых с прямыми коммуникациями государственных гражданских служащих с гражданами по разрешению возникающих вопросов и предоставлению услуг, происходит повышение уровня открытости системы государственной службы и административных процедур.

Своё внимание мы акцентируем на взаимодействие государственных служащим с гражданами, а именно на этическом аспекте коммуникации, являющегося неотъемлемой частью формирования имиджа государственных гражданских служащим и государственной системы в целом.

Под этической, моральной основой государственной гражданской службой будет пониматься определение данное Н.А. Омельченко [1, с. 15]: «Мораль - это форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. В научной литературе, в первую очередь в социальной философии, мораль рассматривается как один из видов регуляции общественной жизни. Она включает в себя систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении независимо от доставляемой ими пользы или удовольствия. Она не может быть личным кодексом одного человека или профессии, точно так же как не может создаваться отдельной личностью. Ее главной особенностью является безличный характер морального закона и универсальность моральных требований. Это значит, что нормы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории человечества. Перед моралью все люди равны».

В рамках регулирования этической составляющей деятельности государственных гражданских служащих был принят «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [2] включающий в свой состав основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, а также рекомендации к поведению государственных служащих в рамках этических норм: воздержание от враждебности на расовой, гендерной, политической, религиозной и иной почве; проявление грубости, пренебрежения; неподобающее поведение, выраженное в несоблюдение внутреннего устава государственного органа и взаимодействии с гражданами.

Согласно данным социологического исследования приведённого в статье К.О. Магомедова посвящённой нравственным проблемам государственных гражданских служащих экспертное сообщество сошлось во мнение, что нравственные проблемы в государственной среде стоят «очень остро».

Рассмотрим аспекты формирования негативного образа государственных гражданских служащих [3, с. 110]:

- использование служебного положения в личных корыстных целях – 54,7% экспертов;

- недобросовестное исполнение своих обязанностей – 46,9% экспертов;

- оказание предпочтения отдельным гражданам, социальным группам и организациям – 42,5% экспертов;

- безразличное, неуважительное отношение к людям – 43,0% экспертов;

- безответственное отношение к своим служебным обязанностям – 30,2% экспертов;

- несоблюдение прав и свобод гражданина – 29,1% экспертов;

- совершение поступков, порочащих честь и достоинство государственного гражданского служащего – 28,5% экспертов.

Проведя анализ полученных мнений респондентов можно сделать вывод, что первостепенным фактором морального разложения государственных гражданских служащих является мотивация к работе, а именно к рассматриванию профессиональной деятельности как средства к обогащению, извлечению личной выгоды, а не помощи и улучшение качества жизни населения. Кандидат на замещение должности государственной гражданской службы изначально ставит результатом осуществления профессиональных полномочий получение прибыли, сопряжённое с коррупциогенной составляющей, что говорит нам о нарушении этической составляющей на начальном этапе отборе кандидатов.

Другим основанием к формированию негативного образа деятельности государственных гражданских служащих является бюрократизация аппарата управления. Государственный служащий в рамках исполнения профессиональных обязанностей строго следует установленному регламенту, который в некоторых случаях находится на стыке противоречий юридических норм и фактической реальности. В данном случае решение принимается исходя из нормативно-правовых актов в сфере государственного управления, обладающих общеобязательных характером, т.е. мы имеем в правовой системе некоторые юридические коллизии, препятствующие государственным гражданским служащим в полной мере исполнять свой служебный долг.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что этические основы государственной службы несмотря на их чёткую регламентацию в системе государственного и муниципального управления имеют ряд проблем, одни из которых лежат в плоскости правовой, другие в рамках осуществления организационной культуры, мешающих исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих на высоком уровне.

 

Список использованных источников:

 1. Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 408 с.

2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.). URL: http://base.garant.ru/55171108/ (Дата обращения: 10.02.2018).

3. Магомедов К.О. Проблема нравственности государственных гражданских служащих в социологическом измерении // Мониторинг. 2013. №2 (114). С. 108-113.