УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

RECEIVABLES MANAGEMENT AND CREDIT POLICY OF THE ORGANIZATION

 

Гололобова Юлия Юрьевна,

студент

 Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Gololobova Yulia Yu.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Gololobovayy@edget.ru

 

Иванова Ульяна Валерьевна,

студент

 Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Ivanova Uliana V.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Ivanovauv@edget.ru

 

 

УДК 33

Аннотация: В статье рассмотрены особенности управления дебиторской задолженностью и формирование кредитной политики организации. Исследованы основные вопросы, касающиеся процесса управления дебиторской задолженности и ее связи с кредитной политикой в современных условиях.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, эффективность, кредитная политика, финансовая устойчивость.

Abstract: In this article the management of accounts receivable and credit policy of the organization. Most of the article the authors devote the efficient use of accounts receivable in the current conditions.

Key words: accounts receivable, efficiency, credit policy, financial stability.

 

В современном мире в условиях жесткой конкуренции вопрос управления дебиторской задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании.

Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности становится ключевой почти для каждой организации.

В свою очередь, выделяют несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из способов укрепления финансового положения фирмы.

Управление дебиторской задолженностью – это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов.

Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

1) ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

2) выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

3) определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

4) ускорение востребования долга;

5) уменьшение бюджетных долгов;

6)оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера и кредитную политику предприятия.

Средний срок оплаты счетов дебиторов в днях – один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Он показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. И наоборот, высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.

В целях эффективного управления дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика ее управления.

В процессе анализа дебиторской задолженности актуальным является вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности. Необходимость анализа соотношения этих видов задолженности обусловлена тем, что значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а с другой стороны, необоснованный рост кредиторской задолженности влечет за собой уплату штрафных санкций.

Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики – свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.

Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что, в конечном счете, повышает стоимость компании и благосостояние акционеров.

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить, каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации.

Наиболее широко используемыми типами кредитной политики являются: консервативный, умеренный и агрессивный.

Агрессивная политика характеризуется высоким уровнем доходности и риска. Напротив, консервативная политика характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой доходностью. На пересечении находится умеренный тип кредитной политики, который характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) – скидка 2%, при оплате по факту отгрузки – скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены.

Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в данный процесс.

Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении ее запланированного уровня. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность,а за нарушение регламента и процедур, связанных с ее управлением. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством. [1]

Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных экономических условиях играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации.

От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

В целом для повышения эффективности управления дебиторской задолженности помимо грамотно разработанной кредитной политики необходимо придерживаться ряда простых правил [2]:

1. Автоматизировать систему учета взыскания дебиторской задолженности, поскольку ведение данных по учету звонков дебиторам, кредитной истории клиента, платежной дисциплины и прочих данных вручную отнимает значительные силы и время у ответственных за этот участок работников. Использование единой компьютерной базы данных по всей компании позволит значительно повысить эффективность работы данной категории сотрудников и упростит всю процедуру анализа кредитной истории клиентов и разработки кредитной политики.

2. Выставлять счета дебиторам чуть раньше положенного срока в надежде на более раннюю оплату или же выставлять промежуточные счета по этапам работы (если это позволяют сфера бизнеса и договорные условия).Поощрять оплату наличными, что позволяет ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности и сократить затраты на обслуживание платежей.

3. Мотивировать менеджеров по продажам на скорейшее получение оплаты от покупателей посредством привязки бонусной части оплаты их труда к поступившим денежным средствам, а не к объему реализации.

4. Делать напоминание дебитору сразу на следующий день после истечения срока платежа. Напоминание об оплате в письменной форме должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью и кредитной политикой организации относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, так как оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).

 

Список использованных источников:

1. Политику управления дебиторской задолженностью. URL:http://pandia.ru (Дата обращения: 14.09.2016).

2. Управление дебиторской задолженностью. URL:http://studme.org (Дата обращения: 24.09.2016).