ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ МЕДИА-СРЕДЫ

PROSPECTS FOR CHANGES IN MEDIA ENVIRONMENT

 

Чулкова Юлия Анатольевна,

студент

 Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Chulkova Julia A.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail:  сhulkovaja@edget.ru

 

УДК 316

 Аннотация: В статье рассмотрены особенности изменения медиа-среды. Выделены тренды развития медиа-среды современного российского общества.

Ключевые слова: медиа-среда, медиа-пространство.

Abstract: In the article the peculiarities of the changing media environment. Selected trends in the development of the media environment of modern Russian society.

Key words: media environment, the media space.

 

За последнее десятилетие в сфере российских СМИ произошли кардинальные изменения экономического и организационного характера. Этому посодействовало интенсивное развитие масс-медиа (как печатных, так и электронных). Все это способствовало ускорению многих социальных процессов, повлиявших на политическое и экономическое развитие общества.

Медиа-среда - это совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе исторического развития, а также комплекс материальных и интеллектуальных ценностей в сфере медиа, исторически сложившаяся система их производства и функционирования. Условно говоря, медиа-среда- это то, что нас повседневно окружает (телевидение, радио, интернет и т.д.)

Анализ медиа-среды может вестись с различным исследовательским фокусом. Например, она может быть рассмотрена как совокупность технических средств, создающих возможности для коммуникации и творчества. Постоянное их развитие порождает новые социальные практики, иные формы социализации. Этот аспект анализа представлен в медиа ориентированных исследованиях, начиная от канадской исследовательской школы (Г. Иннис, М. Маклюэн, У. Онг, Э. Хэвлок), заканчивая современными концепциями (Ф. Киттлер, Б. Стиглер, М. Кастельс). [2]

Модернизация российской медиа-среды связана с масштабами, произошедших перемен в России на рубеже XX-XXI веков, и здесь следует выделить три основных периода модернизации:

1. Период «гласности и перестройки».

2. «Утилитарно-прагматический» период- период, который связан с формированием рынка, капитализацией не только экономических, но и всех общественных отношений.

3. Период «административно-технологическим»- период, который начался с укрепления вертикали власти.

Особенностью всех трех периодов российской модернизации является усиление роли медиа-культуры как фактора демократии, как посредника между властью и обществом, как интегратора новой медиа-среды. В это время происходит создание единого информационного пространства России, интенсивное развитие масс-медиа (как печатных, так и телевизионных, музыкальных, DVD, и т.д.).

Что касается медиа-среды современного российского общества, то она стремительно развивается и меняется относительно новых инновационных технологий. Среди них, можно выделить четыре основных взаимосвязанных между собой тренда.

Первый тренд –цифровизация. Данный период связан с переходом на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Здесь была проведены целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015гг», где было выявлено, что большинство людей предпочитают объединение в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании.

Второй тренд- интернет. По данным исследований «Фонда Общественного мнения» (ФОМ), показатель проникновения интернета среди взрослого населения России составил 55% (64,4 млн. человек), причём к активной части аудитории, заходящей в сеть хотя бы раз в сутки, можно отнести уже 43% (46,8 млн. человек).

Третий тренд- мобильный телефон. По данным международной исследовательской группы TNS WebIndex, в России всё больше людей пользуются мобильными устройствами для выхода в интернет.

Например, в феврале 2014 г. выходили в интернет через мобильное устройство 18.4 млн. человек (29% населения России). В крупных городах наблюдается ещё больший рост аудитории - в Москве он составил 47% за год, в Санкт-Петербурге и Новосибирске - 49% и 56% соответственно. [1]

Стоит также отметить и рост числа пользователей планшетов.

Количество этих людей за последний год увеличилось. Всего в мобильный интернет с планшета выходит 4,4 млн. человек. Мобильное устройство стало практически неотъемлемой частью индивида.

Четвертый тренд связан с проникновением в нашу жизнь различных медийных средств, улучшения их качества и функциональности. Например, домашнее телевизионное устройство в городских домах к концу 2014г. составил порядка 67,5 миллионов приемников. Скорость его обновления - порядка 7% в год. Это означает, что каждая десятая семья ежегодно покупает хотя бы один новый телевизор (в ряде случаев это может быть и два телевизора). В числе значимых мотивов обновления - страсти по «большому экрану», которые в последние годы разгораются не только в России, но и во многих зарубежных странах. Продавцы фиксируют повышенный интерес к экранам 87 см, 107 см и даже 127 см диагонали, тогда как много лет максимально допустимым для стандартной гостиной считался телевизор с диагональю 82 см.

Интерес к покупке основывается и на современных возможностях, повышающие «зрелищность» просмотра - HD, 3D, а также «укорачивающие» доступ к контенту по запросу - смарт- функции.

Таким образом, современные россияне, особенно городские жители, погружены в насыщенное медиа-пространство. Люди не просто сталкиваются с информацией и коммуникационными технологиями и используют их, скорее, их действия являются частью этих технологий. Как утверждает один из современных исследователей: «Мы живем не с медиа, а в медиа». Это правда, поскольку, за каждодневными контактами с этими электронными средствами лежат определенные социальные отношения, которые расширяют коммуникационные и информационные технологии во времени и пространстве. Например, невозможно объяснить семилетнему ребенку, что, когда мама училась в школе, у нее не было мобильного телефона - факт не столько бытовой, сколько социальный. За ним скрыта совершенно иная коммуникационная среда, которая и является сущностью современной социальности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня каждое наше действие становится составляющей частью медиа-среды и коммуникационных технологий. Об этом свидетельствуют основные инновационные тренды развития современной российской медиа-среды.

 

Список использованных источников:

1. Кириллова Н.Б. Медиа-среда российской модернизации. М.: Академический проект. 2012. 42 с.

2. Жилинская Т.С. Медиа и медиа-среда. М.: Изд-во ПВГУС. 2012. 115 с.