ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
 

PROFESSIONAL SELF-REALIZATION AND CAREER DEVELOPMENT IN THE PUBLIC SERVICE: A GENDER ASPECT

 

Попова Елена Николаевна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Popova Elena N.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 316

Аннотация: Автор попытался рассмотреть некоторые особенности реализации карьеры женщинами  в сфере государственной службы.

Ключевые слова:  карьера, женщина, государственная служба.

Abstract:  The author tried to consider some features of career realization by women in the civil service. 

Key words:  career, woman, public service.

 

В данной работе мы попытались разобраться  и определить, что значат в современном обществе такие понятия как профессиональная самореализация и карьерный рост, а также попытались рассмотреть некоторые особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере.

Термин «карьера» имеет сегодня достаточно много толкований. Наиболее полное, как нам кажется, определение дают Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. : «Карьера - (от франц. cariera) - развитие в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности» [2].

Понятие можно интерпретировать в широком смысле и узком смысле. Первое определяется как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации, а  результатом является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса.

В более узком понимании его следует рассматривать как сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, движение к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации».

Классифицировать карьеру также можно по нескольким признакам: по возможности осуществления; по времени осуществления; по характеру ка­рьерной стратегии.

По возможности осуществления должностную карьеру можно разделить на потенциальную и реальную.

Потенциальная карьера – это трудовой и жизненный путь человека, который он создает на основе его планов, потребностей, способнос­тей, целей. Фактически это его идеальная мечта. Она определяет его поведение и поступки и как любая мечта может быть лишь частично или полностью не достигнута.

Реальная карьера – это то, что человек смог достичь на протяжении определен­ного времени в соответствующем виде деятельности в кон­кретной организации. Исследования показывают, что большинство людей даже к пенсионному возрасту считают, что не достигли намеченной цели в должност­ном росте.

По мнению Д. Съюпер, профессиональная самореализация включает в себя понятия профессионального и карьерного успеха. Первое из них - это понимание человеком того, насколько он использует свои способности и возможности для самовыражения в профессиональной деятельности, то есть это и есть самооценка достигнутого профессионального уровня.

Карьерный успех отражает вертикальная мобильность работника в профессиональной сфере. При этом человек оценивает как уровень, так и темп, скорость, время должностного продвижения. Успешная профессиональная самореализация формируется  из соотношения объективной и субъективной оценки достижений.

По времени осуществления должностную карьеру можно под­разделить на нормальную, скоростную, десантную, медленную.

Нормальная карьера – это постепенное должностное продвижение, которое связано с постоянным развитием и накоплением профессионального опыта служащего. Продолжительность этой карьеры равна продолжительности активной трудовой деятельности человека. Среднее пребывание на данной должности составляет от 3 до 5 лет.

Скоростная карьера – это довольно стремительное, однако последовательное должностное перемещение человека по вертикали организационной структуры. В отличии от нормальной, скоростная карьера ровняется 1-3 годам. По отношению к государственной службе данная карьера чаще всего встречается у выдающихся организаторов, управленцев, творчески мыслящих людей.

Десантная карьера – внезапная замена руководящих должностей организации, которая чаще всего связана с временно появившимися трудностями.

Медленная карьера – продолжительное пребывание на одной должности. Среднее пребывание в 1,5-2 раза больше, чем на нормальной карьере. В большей степени это связано с профессиональными или личностными характеристиками государственного служащего, его взаимоотношениями с другими сотрудниками и руководством.

С точки зрения характера осуществления, карьера может быть:

– типичная – результатом является достижение высокого должностного статуса, самореализация в какой-либо конкретной профессиональной сфере, достижение вершин профессионализма.

– устойчивая – стабильность в отношении профессиональной деятельности и должностном продвижении, однако может произойти отклонение от одного вида профессиональной деятельности. Здесь возможна частичная, временная, либо полная смена человеком, рода профессиональной деятельности, которая не связана и не соответствует профилю полученного образования.

– прерывная – непостоянное профессиональное и должностное продвижение, которое может сменятся формой деятельности, местом работы и замещением должности, которая не соответствуют полученному опыту.

Понятие карьера имеет еще и некоторые гендерные особенности осуществления.  В частности, отмечают, что в настоящее время перед женщиной, которая стремится сделать профессиональную карьеру, стоит ряд барьеров. Среди них как правило выделяют:

– культурные барьеры – отражают традиционные представления о роли женщины обществе. «В нашем сознании, отмечает Ш. Берн, преобладает образ женщины в традиционной женской роли, следовательно нам сложно увидеть в ней человека, который подходит для руководящей должности» [2].

– образовательные барьеры – отсутствие возможности женщин повышать свою квалификацию, причиной чего является уход за детьми, большая загруженностью домашним хозяйством и пр..

– юридические барьеры – неспособность государства реально привести в действие юридические нормы, которые гарантируют равенство мужчин и женщин при достижении высокостатусных позиций в профессиональной сфере.

– психологические барьеры – отрицательное отношение мужчин к женщинам-руководителям, а также сомнение самих женщин в своих способностях.

– барьеры, связанные с бытовыми факторами, например, совмещение работы и семьи, а также период активного материнства, который совпадает с этапом активного служебного роста женщин.

Исследователи в связи с этим условно выделяют 4 модели типичной женской карьеры:

1. Безпиковая карьера. Женщина не бросает работу в период рождения ребёнка и ухода за ним, сочетая выполнения семейных и профессиональных обязанностей.

2. Позднепиковая карьера. Женщина начинает активно заниматься профессиональной деятельностью после окончания ухода за детьми.

3. Раннепиковая карьера. После рождения ребёнка женщина оставляет работу.

4. Двухпиковая карьера. Женщина работает до рождения ребёнка, затем оставляет профессиональную деятельность и возвращается к ней по окончании ухода за детьми.

Основная проблема состоит в обеспечении соответствия периода служебного роста с подфазами семейной жизни женщин. Необходимо оказать содействие способным и инициативным молодым женщинам во включении их в кадровый резерв и сохранении трудовых обязательств этих женщин на период вынужденного перерыва. Такая продолжающаяся связь с государственной службой позволит женщинам не терять профессиональную квалификацию, сочетая свои материнские обязанности с должностными, а главное, - создаст уверенность у самих женщин в возможности сочетать планирование семьи и планирование карьеры.

Таким образом, государственная служба может стать тем карьерным пространством, где наилучшим образом может быть задействован профессиональный потенциал женщин.

Личностные характеристики, мотивы и ценности женщин-госслужащих в значительной степени соответствуют этой сфере профессиональной деятельности.

Цели, которые выдвигают перед собой женщины, задействованные в системе государственного управления, и понимание ими властных функций отражают общую гуманистическую направленность общества. Идеал современного государственного управления – служение человеку и обществу с выраженным чувством высокой ответственности за все принимаемые решения.

 

Список использованных источников:

 

1. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко; Сост. Б.Г. Мещеряков. СПб. : Олма-Пресс; М. : Прайм-еврознак, 2004. 666 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.