ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ РЫНКА ТРУДА
 

INFORMING THE PUBLIC ABOUT THE STATE OF THE LABOR MARKET

 

Сатуло Роман Григорьевич,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Satulo R.G.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 33

Аннотация:  В статье рассматривается вопрос об информировании населения о состоянии рынка труда на примере Тамбовской области. Затрагиваются субъекты, цели, способы, виды информирования, основные правила при предоставлении данной государственной услуги. Приводится статистика по информированию населения о состоянии рынка труда на примере Тамбовской области за 1 полугодие 2018 года.

Ключевые слова:  информирование населения о состоянии рынка труда, информирование, государственная услуга, субъекты информирования, цели информирования, способы информирования, виды информирования, статистика, Тамбовская область.

Abstract:  The article discusses the issue of informing the population about the state of the labor market on the example of the Tambov region. Subjects, goals, methods, types of information, basic rules for the provision of this public service are affected. Provides statistics on informing the population about the state of the labor market on the example of the Tambov region for the 1st half of 2018. 

Key words:  informing the population about the state of the labor market, informing, public service, informing subjects, informing goals, informing methods, types of informing, statistics, Tambov region.

 

В наши дни перед всеми государствами стоит множество проблем, одной из которых является проблема занятости населения.

Занятость является важнейшей характеристикой экономики, параметром уровня жизни населения страны. Занятость может рассматриваться не только как экономическое явление, но и как часть социальной политики государства.

Занятость населения – это общественно-полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход) [3, с. 82].

Ещё больше проблема занятости даёт о себе знать в период экономических кризисов, трансформации международно-политической обстановки и многих других процессов, событий и ситуаций.

Так, в 2014 году произошли события в Украине, присоединение Крыма, санкции Запада и многое другое. По этому поводу осенью 2014 был проведён опрос, по которому выяснилось, что четверть россиян убеждена в том, что экономическая ситуация в стране, в целом и на рынке труда в России в частности, в 2014 году стала хуже. Меньше четверти верят, что изменения в лучшую сторону есть, а большая часть опрошенных не видит никаких перемен [3, с. 83].

Современная государственная политика занятости носит разнонаправленный характер, что, соответственно, намекает на различные способы и методы регулирования как рынка труда в частности, так и занятости в целом.

Например, базовыми приоритетами политики занятости должны являться преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия при этом должны быть направлены на реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня фактической безработицы в пределах 1,5-2 % к экономически активному населению [4, с. 54].

В рамках этой политики могут также проводиться переподготовки, переобучения, переориентации на наименее трудозанятые слои населения.

Современная информационная база статистики рынка труда, обеспечивающая методику действующей системы статистических показателей в этой области, включает в качестве основного источника информации выборочное обследование населения по проблемам занятости. Результаты данного наблюдения позволяют формировать в соответствии с критериями Международной организации труда в едином измерении согласованные между собой данные о распределении населения на 3 категории:

— категорию занятых;

— категорию безработных;

— категорию экономически неактивного населения [2, с. 23].

Также государство, в лице структур занятости, может периодически проводить специальные мероприятия по информированию населения об имеющихся вакантных трудовых специальностях. Такая политика проводится как на федеральном, так и на субъектном уровне. Рассмотрим более подробно политику информирования населения о состоянии рынка труда на примере Тамбовской области.

Перед этим, стоит отметить, что в настоящее время значительный потенциал развития и целенаправленная экономическая политика власти Тамбовской области позволили достигнуть социально-экономической стабильности и заложить основу для дальнейшего развития региона в целях обеспечения высокого уровня и качества жизни населения, а также высоких темпов экономического роста путем превращения области в конкурентоспособный, инновационно-активный динамично развивающийся регион [1, с. 71].

Итак, что же такое информирование населения о состоянии рынка труда? В первую очередь, это одно из важнейших направлений деятельности областной службы занятости населения, представляющее собой, по сути, государственную услугу. Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда предоставляется населению и работодателям бесплатно в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Информирование о положении на рынке труда в Тамбовской области» (приказ управления труда и занятости населения Тамбовской области от 27.11.2013 № 176-П).

Субъектами, представляющими государственную услугу, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения.

На территории муниципальных образований данную государственную услугу предоставляют соответствующие центры занятости населения.

Государственная услуга по информированию населения о состоянии рынка труда направлена на:

1) осуществление права на получение информации о положении на рынке труда;

2) обеспечение доступа к информации о положении на рынке труда, предусматривающего получение информации и ее использование.

Рассмотрим непосредственно информирование населения о состоянии рынка труда.

Итак, информирование - освещение вопросов, касающихся актуальных проблем и основных тенденций развития рынка труда соответствующих территорий, реализации активной политики занятости, направленной на обеспечение занятости населения.

Информирование может осуществляться различными способами:

1. Личное обращение граждан в органы службы занятости населения за государственной услугой по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

2. Размещение статистической и аналитической информации на официальных сайтах региональных органов исполнительной власти в сфере занятости о состоянии рынка труда для неопределенного круга лиц;

3. Информационные порталы о профориентации населения, рынке труда и профессиях [5, с. 139];

4) стендовая информация, располагающаяся в органах и учреждениях, предоставляющих государственную услугу; справочно-информационный материал (брошюры, буклеты, листовки).

Предоставление государственной услуги по информированию может осуществляться как в устной форме, так и в случае письменного обращения клиента.

В ходе информирования о положении на рынке труда клиент может получить следующую информацию:

1) основные показатели, характеризующие состояние рынка труда в субъекте Российской Федерации:

– уровни общей и регистрируемой безработицы;

– коэффициент напряженности на рынке труда;

– численность граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных;

– потребность работодателей в работниках, в том числе по видам экономической деятельности;

2) динамика основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в субъекте Российской Федерации, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года;

3) перечень наиболее востребованных профессий (специальностей) на рынке труда субъекта Российской Федерации с указанием средней заработной платы;

4) иная информация и аналитические материалы, характеризующие особенности рынка труда в субъекте Российской Федерации [5, с. 140].

Несмотря на это, у населения возникают необоснованные профессиональные намерения, одной из причин которых является недостаточная информированность о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда в настоящее время, а главное на перспективу [1, с. 74].

Вероятно, это связано с тем, что в настоящее время сведения о профессиях в различных открытых источниках представлены либо в избыточном, сложном для понимания населением виде, либо мало информативны. Кроме того, затруднительно найти ключевую информацию для профессионального выбора - прогноз востребованности профессии и динамику заработной платы с учетом региональной специфики [5, с. 139]. В некоторых источниках отражены только сущность и содержание профессии, что является недостаточным для выбора профессии. Другие источники содержат до 180 характеристик в описании профессии, что представляет сложность для компетентного анализа информации [5, с. 140].

Информация о положении на рынке труда основывается на аналитических, статистических, социально-экономических и иных материалах, формируемых органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственной услуги.

При выборе источника информации предпочтение отдается официальным изданиям.

Информация о положении на рынке труда представлена на официальных сайтах органов государственной власти в сфере труда и занятости [5, с. 140] и является общедоступной, предоставляется и распространяется свободно.

Информирование населения о положении на рынке труда затрагивает неограниченный круг лиц. Быть получателями данной государственной услуги могут граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства, юридические лица и так далее. При этом, получатели государственной услуги подразделяются на: определённых лиц, неопределённый круг лиц, а также на лиц, уже получающих указанную государственную услугу.

Заявление получателя государственной услуги является обязательным документом для её получения определённым лицом. Для неопределённого круга лиц предоставление документов не требуется.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является личное обращение получателя государственной услуги с заявлением к работнику органа и учреждения, участвующего в предоставлении государственной услуги.

В случае письменного обращения основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление в органы и учреждения, участвующие в предоставлении государственной услуги, почтового отправления получателя государственной услуги, включая сообщения по электронной почте, факсимильной связи.

Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Информация о положении на рынке труда, ориентированная на неопределенный круг лиц, предоставляется, распространяется и обновляется систематически, не реже одного раза в течение календарного месяца.

Государственная услуга может предоставляться одному или нескольким получателям государственной услуги одновременно (по индивидуальной или групповой форме предоставления государственной услуги).

Работники центров занятости населения обеспечивают свободный доступ получателей государственной услуги к информации о положении на рынке труда.

Работа по оказанию государственной услуги по информированию проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Информирование о положении на рынке труда в Тамбовской области» (приказ управления труда и занятости населения Тамбовской области от 27.11.2013 № 176-П).

За 1 полугодие 2018 года государственную услугу по информированию на рынке труда Тамбовской области получили более 13855 человек.

На страницах периодической печати городов и районов области, в телеэфире опубликовано 92 различных материалов по проблемам занятости населения.

Основные темы публикаций:

1) информационные сообщения о работе центров занятости населения;

2) аналитические материалы о состоянии и перспективах развития рынка труда;

3) содействие в трудоустройстве безработных граждан;

4) трудоустройство инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места, проблемы повышения их конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной адаптации;

5) женская безработица;

6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

7) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

8) перспективы сотрудничества службы занятости с работодателями, учреждениями и организациями в проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ, трудоустройстве безработных граждан и незанятого населения, в том числе студентов, школьников и др.;

9) организация профессионального обучения и профориентации безработных граждан;

10) организация общественных работ для безработных граждан;

11) содействие самозанятости безработных граждан.

По телефонам "Горячей линии" поступило более 2000 телефонных звонков.

 

Список использованных источников: 

 

1. Квашнина Т.Н. Рынок труда Тамбовской области как проявление несовершенства социально-экономической политики региона / Т.Н. Квашнина, Н.К. Родионова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №4(050). С. 71-76.

2. Попова В.Б. Статистический анализ регионального рынка труда (на примере Тамбовской области) / В.Б. Попова, И.В. Фецкович // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №46(325). С. 22-27.

3. Трушина О.И. Состояние рынка труда Тамбовской области: реальность и перспектива // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. С. 82-85.

4. Семьянинова Е.В. Особенности формирования и использования трудовых ресурсов Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. 2016. С. 54-58.

5. Серова Л.М. Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях / Л.М. Серова, С.В. Сигова, К.А. Мазаева, Е.А. Федорова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. С. 138-149.