МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РФ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 

MUNICIPAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK AND DEVELOPMENT PROSPECTS

 

Рассказова Ангелина Михайловна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Rasskazova Angelina M.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 35

Аннотация:  Автор рассматривает правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Ключевые слова:  муниципальная служба, законодательство, работник, сотрудник.

Abstract: The author considers the legal basis of the municipal service of the Russian Federation. 

Key words:  municipal service, legislation, employee, employee.

 

Муниципальная служба - важнейший конституционно-правовой институт, непосредственно связанный с эффективной реализацией компетенции органов местного самоуправления. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях:

- федеральном;

- субъектов Российской Федерации;

- муниципальном.

 Прежде всего, законодательство о муниципальной службе основано на Конституции Российской Федерации, в которой устанавливаются положения, лежащие в основе организации и функционирования муниципальной службы.

Следующая ступень правового регулирования муниципальной службы представлена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].  В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включает требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы.

Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2]. Указанным законом устанавливаются основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан Российской Федерации на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципальных служащих. Закон предусматривает обеспечение единого статуса муниципальных служащих с точки зрения их основных прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Правовое регулирование муниципальной службы может осуществляться и другими федеральными законами. К числу подзаконных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, относятся Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

На муниципальных служащих распространяется действие Трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Это соответствует положениям ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. К таким особенностям, в частности, относится установление: – особых ограничений и запретов для муниципальных служащих; – особого порядка поступления на муниципальную службу; – обязательной периодической аттестации муниципальных служащих.

Немаловажная роль в организации муниципальной службы отводится законодательству субъектов Российской Федерации. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе (в нашем регионе – Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 г.  № 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области» [3]), иные нормативные правовые акты. Субъекты Российской  Федерации регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным федеральным законом развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основной целью программ развития является создание единой, целостной и эффективной муниципальной службы как стабильного социально-правового института, призванного обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления в соответствии со стратегиями социально-экономического развития муниципалитета, с учетом интересов населения; повышение эффективности выполнения муниципальными служащими их служебных обязанностей.

 Важная роль в организации муниципальной службы отводится муниципальным правовым актам. В систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

На сегодняшний день, несмотря на активное развитие законодательства о муниципальной службе, существует множество проблем и спорных вопросов в отношении правоприменительной практики, проблем, которые неразрывно связаны с институтом муниципальной службы

Перспективы дальнейшего развития муниципальной службы будут базироваться на следующих правилах:

1. Постоянном мониторинге кадрового состава муниципальных служащих, а так же выполняемых ими функций; На сегодняшний день в системе государственного и муниципального управления далеко не все государственные и муниципальные служащие соответствуют занимаемым должностям. Для того, чтобы преодолеть данные пробелы, необходимо большое внимание уделять подготовке и обучению потенциальных работников и сокращать сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям.

2. Повышении профессиональной заинтересованности муниципальных служащих в прохождении муниципальной службы;

3. Привлечении молодых специалистов на муниципальную службу;

4. Материальном стимулировании муниципальных служащих. Для развития необходима правовая база, которая будет 100% гарантировать все социальные льготы, выплаты и должную государственную защиту муниципальных служащих.

Таким образом, источники правового регулирования муниципальной службы можно разграничить на акты, относящиеся к трудовому законодательству и акту, относящиеся к законодательству о муниципальной службе. Представляется целесообразным дальнейшее совершенствование муниципальной службы в Российской Федерации. Вышеназванные направления являются перспективными в системе государственного управления РФ и муниципальной службы. Благодаря их активному внедрению в ближайшей перспективе, можно устранить имеющиеся пробелы и сделать муниципальное управление более совершенным и рациональным.

 

Список использованных источников: 

 

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. ст. 3822.

2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. N 10. ст. 1152.

3. Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 года N 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/948004914 (Дата обращения: 10.11.2018).