МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
 

MATERNAL CAPITAL: THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE PROGRAM AND THE CURRENT VALUE

 

Позднякова Кристина Сергеевна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Pozdnyakova Kristina S.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 331

Аннотация:  Предпринята попытка рассмотрения государственной политики по стимулированию рождаемости.

Ключевые слова:  демография, рождаемость, материнский капитал.

Abstract: An attempt has been made to review government policies to stimulate fertility. 

Key words:  demography, fertility, maternity capital.

 

Одной из наиболее важных социально-экономических проблем в России, требующей большого внимания, является демографическая ситуация, существующая в стране на сегодняшний день. В силу произошедших изменений в экономике страны, которые повлекли за собой ряд изменений в приоритетах человека, стимулирование государством рождаемости является необходимым. Данное стимулирование должно представлять собой систему мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, защиту материнства и детства.

Институт семьи является самой главной составляющей, фундаментом любого государства, поэтому, чем более здоровым и устойчивым является состояние этого института, тем выше благосостояние государства в целом.

Россия за всю историю не один раз переживала демографические кризисы, которые являлись последствием Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной воин, а также послевоенного голода.

Последствия демографических кризисов государство пыталось устранять, применяя меры, которые должны были стимулировать рождаемость среди населения. Например, налог на бездетность в размере 6% от заработной платы мужчин (1941-1992), отмена подоходного налога с правом получения некоторых льгот для женщин, родивших десять детей.

Резкий упадок коэффициента рождаемости в России пришелся на 80-90 годы, в этот период количество умерших превысило количество родившихся детей. 1992 год стал отправной точкой периода, характеризовавшимся рождаемостью ниже уровня воспроизводства. В 2002 году сложившаяся ситуация достигла критической отметки (1 ребенок на 1 женщину).

 29 декабря 2006 года бы принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющий детей» [1], который вступил в  силу с 1 января  2007 года. В нем даны основные понятия и определения дополнительных мероприятий, включающих помощь семьям с детьми. Наиболее существенной является предоставление материнского капитала.  Перечисления из бюджета производятся в Пенсионный фонд РФ, который и занимается их распределением. Он же предоставляет государственные сертификаты.

Материнский капитал - это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).  Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат).

Правом получения данного вида материальной поддержки обладают при рождении либо усыновлении детей следующие граждане РФ:

1) женщины, которые родили либо усыновили второго ребенка соответственно с 1 января 2007 года;

2) женщины, которые родили либо усыновили третьего и последующих детей с 1 января 2007 года;

3) мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей с 1 января 2007 года; произойти такая ситуация может из-за лишении матери родительских прав, либо ее гибели

4) несовершеннолетний ребенок, а также учащийся по очной форме обучения до двадцати трех лет в случае, если у родителей (усыновителей) прекращено право на материнский капитал в установленных законом случаях.

Право на получение материнского капитала зависит от:

- числа рожденных (усыновленных) детей («второго и последующего»);

- даты рождения (усыновления) детей («с 1 января 2007 год»);

- кровного либо социального родства;

- личности родителя (усыновителя) и т. д.

В утвержденном в самом начале законе (ФЗ №256) предлагалось направлять средства на решение 3-х основных вопросов:

- улучшение условий проживания;

- получение образования любым из детей в семье;

- повышение пенсии матери.

Закон был доработан и появились новые возможности использования семейного капитала:

- оплата услуг и товаров, необходимых для адаптации детей-инвалидов;

- получение ежемесячной помощи малоимущим семьям при появлении ребенка после 01/01/2018 года; размер выплаты из материнского капитала зависит от региона проживания семьи и равен установленному в нем прожиточному минимуму ребенка за 2 квартал предыдущего года .

В период кризиса разрешалось получать единовременную денежную компенсацию:

1. В 2009-2010 годах выдавались из государственного бюджета 12 тыс. рублей

2. В 2015 году предоставлялось 20 тыс. рублей

3. В 2016 году оформлялось 25 тыс. рублей

Тот факт, что рождение ребенка приводит некоторые семьи к неудовлетворительному финансовому состоянию, обязывал государство увеличивать сумму выплат пропорционально нарастающей инфляции. Именно с  этой целью проводилась индексация материнского капитала с самого начала, но именно в 2016 году было принять решение об отмене индексации данного вида субсидии.

За период с 2007 года по 2016 год величина материнского капитала возросла более чем на 80%, то есть с 250000 рублей до 453026 рублей. Данную динамику и параметры индексации материнского капитала мы можем проследить в таблице 1, представленной ниже.

Таблица 1

Динамика индексации материнского капитала

  

Наиболее важным минусом индексации является то, что реальный уровень инфляции гораздо выше прогнозного, что влечет за собой ежегодную потерю покупательной способности материнского капитала.

Предполагалось, что программа будет действовать в течение 10 лет. Изначально ее завершение было запланировано на 31 декабря 2016 года. Но, с одной стороны, программа доказала свою эффективность. С другой, после 2014 года из-за санкций, падения курса отечественной валюты и цены на нефть в стране начался экономический кризис, и положение семей с детьми ухудшилось. Весь этот комплекс причин привел к тому, что действие программы решили продлить на два года – до 31 декабря 2018 года. 

Но за прошедшие два года особого улучшения в экономической ситуации не произошло, санкции и экономический кризис никуда не делись. По этой причине в конце 2017 года был принят новый документ. ФЗ-432 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2] уже вступил в силу с начала текущего 2018-го. Он продлевает действие программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года. 

  

Список использованных источников: 

 

1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). ст. 19.

2. Федеральный закон от 28.12.2017 N 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2018. N 1 (Часть I). ст. 16.