ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

THEORETICAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Старков Денис Петрович,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Starkov D.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 349

Аннотация:  Рассматриваются принципы реализации экологической политики.

Ключевые слова:  Экология, экологическая политика, жизнь.

Abstract: Considers principles for implementing environmental policy. 

Key words:  ecology, environmental policy, life.

  

Экологическая политика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и других мер, которые принимаются для управления экологической ситуацией и обеспечивают рациональное использование природных ресурсов на всей территории страны.      Экологическая политика относится к важной составляющей части политики любого государства.

К главным целям экологической политики, относится нормальная жизненная основа и экологическая безопасность каждого человека, охрана окружающей природной среды и использование природных ресурсов по назначению.

Экологическая политика на данный момент является важным фактором здоровья населения, уровня благополучия, снижения заболеваемости и роста продолжительности жизни. С момента своего существования, каждый человек для удовлетворения своих потребностей использует природные ресурсы. Но долгое время наука не замечала, какой вред наносится окружающий среде. Эксперты установили, что из-за примесей питьевой воды и загрязненного атмосферного воздуха стали распространяться заболевания.

Много лет идет неконтролируемое разрушение леса, в том числе в охраняемых водах, которые являются хранителями вод. В результате интенсивной деградации почв, теряется естественная структура, возрастает их загрязнение.

Важнейшей целью для человечества является ликвидация глобального экологического кризиса. Для ее решения, прежде всего, необходимо кардинальное изменение экологической стратегии и тактики всей экономической модели хозяйствования.

Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях, а реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного управления.

Законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды осуществляют Совет Федерации и Государственная дума.

Исполнительная ветвь власти в области охраны окружающей природной среды осуществлена Министерством природных ресурсов РФ, ответственным за планирование и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды; Министерством здравоохранения РФ, в состав которого входит ведомство, занимающееся санитарно-эпидемиологическим надзором; Гидрометеорологическая служба РФ, которая  контролирует состояние окружающей среды.

Данные органы государственной власти РФ занимаются координацией и реализацией мероприятий по охране окружающей среды; устанавливают порядок осуществления государственного контроля окружающей среды, подготавливают ежегодный государственный доклад, в котором рассматривают состояние окружающей среды; проводят государственную экологическую экспертизу.

За экологические правонарушения устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. В целом, нормативно-правовая база экологической политики РФ не уступает общемировым стандартам, хотя есть серьезные недостатки. Были немало важные области, которые не затронуты необходимыми законодательными актами, в том числе о разграничении прав собственности на природные ресурсы, об экологической безопасности, о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов.

Экологическая проблематика в России не сходит со страниц газет, с экранов телевидения. Эксперты отмечают, что переживаемая сейчас экологическая ситуация резко отлична от всего, с чем когда-либо в своей истории сталкивалось человечество, хотя бы по тому, что опасные изменения окружающей среды имеют на сегодняшний день глобальный характер. Они распространились на все подсистемы и компоненты среды, на всю поверхность планеты вплоть до ее полюсов, не затронув разве что океанских глубин и это подтверждается данными самых разных научных наблюдений. 

На сегодняшний день можно выделить целый комплекс экологических проблем, которые имеют общепланетарный характер и значение:

– изменение климата Земли на основе усиливающегося тепличного эффекта, изменения в концентрации озона в тропосфере и стратосфере;

– загрязнение атмосферы и образованием кислотных осадков, очень ядовитых и пагубно действующих веществ;

– загрязнение мирового океана, захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ, насыщение вод углекислым газом из атмосферы;

– истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных вод;

– радиоактивное загрязнение локальных участков и отдельных регионов земного шара;

– нарушение глобального и регионального экологического баланса;

– уничтожение лесных угодий;

– ухудшение жизненного пространства в городах и сельских районах;

Перечисленные проблемы показывают, что вмешательство человека в естественные природные процессы зашло уже так далеко, что связанные с этим изменения окружающей среды могут оказаться необратимыми, а разрушительные последствия не могут быть преодолены лишь природоохранными мероприятиями.(2)

Для решения данных проблем были приняты следующие нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1];

2. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ [2];

3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ [3];

4. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ [4].

В заключение следует отметить, что о необходимости решения экологических проблем осознают все. Решение экологических проблем в современной России возможно только в случае сотрудничества всех участников экологической политики: государства и общества. На государственном уровне в России были намечены определенные сдвиги в формировании правовой базы экологической политики.
Немаловажное значение в улучшении экологической ситуации в нашей стране, безусловно, имеет активность граждан и деятельность экологических организаций. Поэтому сегодня необходимо укреплять и развивать сотрудничество основных участников экологической политики современной России.

 

Список использованных источников: 

 

 1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. ст. 133.

2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998. ст. 3009.

3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. ст. 1650.

4. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. N 18. ст. 2222.