КАРЬЕРА ЖЕНЩИН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
 

  Попова В.,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Popova V.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

На протяжении долгого времени роли женщин на государственной службе не уделялось должного внимания. Это было связано с различными причинами. Так, обращаясь к словарю терминов, мы увидим следующее определение: «БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ» — выражение, используемое в ряде стран Западной Европы, США, Японии для названия работников умственного труда. Используются также термины «синие воротнички» — работники физ. труда, «коричневые воротнички» — работники сферы обслуживания», «серые воротнички» — работники отраслей соц. инфраструктуры, «розовые воротнички» — женщины (секретари, машинистки, телефонистки и т.п.)».[1] Из данного примера следует очевидный вывод, что женщина и государственная служба – это понятия, которые уже по определению не могут пересекаться. Ещё каких-то сто лет назад женщины нигде в мире не имели права голоса, а о поступлении на государственную службу можно вообще и не говорить.

С течением времени произошёл ряд изменений, позволяющий нам в настоящее время видеть женщин на государственной службе. К таким изменениям относят широкий выход женщин на рынок труда, рост социальных функций государства, обеспечением которых стало уделом женщин.[2] В связи с этим в настоящее время многие исследователи, изучающие данный вопрос, отмечают тот факт, что именно с развитием института государственной службы в стране, следует уделить внимание продвижению женщин на государственной службе. А задачей специалистов уже является помочь государству увидеть положительные стороны интеллектуально-профессионального потенциала женщин. Помимо этого, самим женщинам необходимо не только понимать, но и использовать своё законное право занимать различные должности во всех ветвях государственной власти на основе здоровой конкуренции и профессиональной состязательности. Говоря о поддержке женщин со стороны государства, следует упомянуть принятый в 1996 году Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом указе отмечалось, что количество женщин на высших и главных должностях в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения. Следует отметить, что в 2001 году данный указ утратил свою силу.

В целом в 90-е годы двадцатого века произошло достаточно массовое законодательное закрепление актов, поддерживающих женщин на государственной службе. Этому способствовал ряд обстоятельств: демократизация политического режима, формирование гражданского общества, активная деятельность новых государственных структур, инициативы женских организаций, развитие гендерных исследований в академических научных центрах и системе высшего образования и т.д.

Результаты реализации данных программ мы уже можем наблюдать сегодня: в большинстве органах государственной власти доля женщин превышает долю мужчин. Однако высокое количество женщин, замещающих государственные должности, по сравнению с мужчинами, не обеспечивает им соответствующего представительства на должностях, имеющих влияние на принятие решений. Женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны. Как следствие возникает логичный вопрос «почему же так мало женщин на высоких должностях государственной службы?». Анализируя этот вопрос, я выявила несколько причин. Так, многие женщины отмечают, что сталкивались если не с дискриминацией, то с особым отношением к себе, которое выражается, например, в том, что работодатель ожидает от сотрудника-женщины того, что она обязательно уйдет в декрет. Следовательно, кто-то должен заменять её, пока она в отпуске. Поэтому при прочих равных работодатель всегда предпочтет сотрудника-мужчину. Помимо этого, отмечается тот факт, что ответственные должности лишают женщину «личной жизни», в результате чего они не стремятся к руководящим должностям. Тем не менее, они ставят перед собой цель самореализоваться как «специалисты в своей области». Рутинный труд их не устраивает, собственно, как и низкая зарплата. Женщины стремятся разными способами (должностной рост, переход в другую сферу деятельности) повысить доход, что связано с их высоким уровнем образования, притязаний и самоуважения. А отсутствие желания достичь высоких карьерных устремлений объясняется тем, что для женщины продвижение по службе часто ассоциируется с отсутствием времени на личную жизнь, требующей времени и сил, а также баланса между домом и работой.

Сегодня можно уверенно утверждать, что отстранение женщин от государственного управления, отсутствие полноправного участия их в принятии государственных решений не позволяет находить рациональные пути разрешения общественных проблем, где следует учитывать женский социальный опыт и умение согласовывать разные интересы. Гендерный перевес властных структур отрицательно сказывается на качестве и эффективности принимаемых законодательных актов. Так, экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, такое как налоговое, таможенное, кредитно-денежное является в основном ориентированным на создание более благоприятных условий для «мужских» отраслей экономики, чем для «женских».[3] Между тем, женщины со своим особым социальным опытом способны сбалансировать власть, сделать её более современной.

Вышеперечисленные аспекты говорят о том, что присутствие женщин на государственной службе необходимо. Меры, направленные на вовлечение женщин в государственную политику, должны включать в себя образовательные программы, профессиональную подготовку, а также позитивные действия по отбору женщин-лидеров. Большинство западноевропейских стран, которые сегодня имеют достаточно высокий уровень представительства женщин в государственных органах, проводили политику «позитивной дискриминации», которая рассчитана на ускоренное устранение гендерной несправедливости в отношении женщин.

Инструментами политики «позитивной дискриминации» являются тендерные квоты – минимальные количественные показатели участия во властных структурах, применимые в принципе к обоим полам. Обычно они устанавливаются партиями на уровне от 10 до 50%. Необходимо отметить, что доля мужчин в разнообразных органах управления стран Западной Европы на стартовой ситуации превышала 90%, в связи с чем позитивная дискриминация рассматривалась, прежде всего, как механизм восстановления ущемленных женских прав.[4]

Говоря о Российской Федерации, стоит отметить, что проведение данной политики также будет уместно. Но для эффективного продвижения женщин наверх политику «позитивной дискриминации» следует проводить в совокупности с другими средствами, например, необходима инициатива политических партий, а также воля государства. Ни то, ни другое невозможно без участия развитого и сильного женского движения, а также проводимых экспертами исследований, имеющих своей целью обоснование политики «позитивной дискриминации» на научном уровне. Кроме того, необходимо учитывать исторические и культурные условия, повлиявшие на формирование тендерных отношений в обществе и в системе управления.

Решение вопроса регулирования тендерных отношений на государственной службе призвано способствовать эффективному использованию человеческих ресурсов, повышению результативности кадровой политики государства. Бесспорно, что мужчины и женщины имеют разный опыт, обладают различными особенностями мышления, интуитивными способностями, но учёт специфики видения решаемых проблем тех и других может привести к формированию и проведению более сбалансированной государственной политики в обществе в целом.

Таким образом, создание политики регулирования тендерных отношений на государственной службе является одним из объективных условий её совершенствования, формирования в Российской Федерации гражданского общества, а также построения демократического правового государства.

 

Список использованных источников: 

  

[1] Словарь терминов для PR-специалистов. Учебное пособие под редакцией А.Н. Волковой. – СПб.: ООО Грегорис Букс, 2010.  С. 11.

[2] Кашина М. А. Женщины на российской государственной гражданской службе: феминизация и воспроизводство гендерной пирамиды. С. 4.

[3] Айвазова С. Г. Гендерные исследования современных политических процессов в России. С. 5.

[4] Овчаренко Р. К. Гендерные отношения на государственной службе: проблемы регуляции / автореферат диссертации. – Ростов-на-Дону. 2008.