ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
 

STATE EMPLOYMENT POLICY: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT DIRECTIONS

 

Краснослободцева Елена Евгеньевна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Krasnoslobodtseva Elena E.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 331

Аннотация:  Автор рассматривает актуальные направления политики в сфере занятости населения.

Ключевые слова:  занятость граждан, безработица, труд.

Abstract: The author considers current policies in the field of employment. 

Key words:  employment of citizens, unemployment, labor.

 

В настоящее время развитие современного государства и благополучие российского общества невозможны без реализации эффективного механизма государственной политики в сфере занятости населения в субъекте Российской Федерации, поскольку от того, на сколько развито социальное благополучие населения, можно говорить о конкурентоспособности государства на мировой арене.

Прежде всего, необходимо определиться, что же представляет из себя государственная политика в сфере занятости населения. В настоящее время понятие государственной политики в сфере занятости населения законодательно не закреплено. Вместе с тем, в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [1] указывается, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а ч. 2 ст. 5 данного закона содержит перечень сфер, на которые распространяется современная государственная политика в области содействия занятости населения.

Анализ норм Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что государственная политика в сфере занятости населения – это система правовых, экономических, организационных мер и гарантий прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу для достижения социальной защиту населения от безработицы.

Анализируя положения  Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [2] можно сделать вывод, что к основным направлениям государственной политики в сфере занятости населения относятся:  

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, а также деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

- создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

Таким образом, направления государственной политики в сфере занятости населения охватывают все сферы рынка труда Российский Федерации таким образом, чтобы наиболее эффективно осуществлять решение проблем безработицы и занятости является для комплексного преобразования экономики России.

На наш взгляд, в современных условиях развития российского государства и общества приоритетными направлениями политики в сфере занятости населения должны стать осуществление мероприятий и создание условий, способствующих занятости молодежи,  повышение их мобильности, а также поддержку трудовой и предпринимательской инициативы молодежи, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, поскольку для современной российской экономики важное значение имеет воспроизводство молодого кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы на долгосрочный период.

Для эффективной реализации государственной политики в сфере занятости молодого населения Российской Федерации необходимо   внедрение государственной программы, которая касалась бы содействия занятости молодежи, или внесение изменений в уже действующие программы.

Так, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации неоднократно указывало на необходимость дополнения государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» мероприятиями по занятости молодежи, предлагая осуществлять мероприятия, направленные на снижение безработицы среди молодежи, создать  интерактивный портал, позволяющий молодому человеку через «личный кабинет» получать все необходимые услуги по трудоустройству в электронном виде. Кроме того, в целях содействия занятости выпускников среднего профессионального и высшего образования предлагается реализовать мероприятие по возмещению работодателям части расходов на стажировку выпускников, а также наставничество [3].

Кроме того, на уровне  субъектов Российской Федерации с учетом особенностей территориального устройства нашей страны, культурных, национальных и иных показателей также должны быть разработаны и реализованы региональные программы, направленные на осуществление мероприятий и создание условий, способствующих занятости молодежи,  повышение их мобильности, а также поддержку трудовой и предпринимательской инициативы молодежи, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Таким образом, на современном этапе развития государства и общества  государственная политика в сфере занятости населения должна быть направлена, прежде всего, на реализацию трудового потенциала молодого населения, поскольку в современных условиях российская экономика должна идти по инновационному пути развития качества рабочей силы, являющейся определяющим фактором, который обеспечивал бы успех развития страны.

 

Список использованных источников: 

 

1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 17. 22.04.1996. ст. 1915

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. № 18 (часть I). ст. 2147.

3. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Федеральный портал проектов нормативных актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=80796 (Дата обращения: 01.12.2018).