СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
 

THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF REMUNERATION OF CIVIL SERVANTS

 

Ступникова Анастасия Дмитриевна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Stupnikova Anastasia D.,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 331

Аннотация:  В статье рассматривается механизм оплаты труда государственных гражданских служащих.

Ключевые слова:  оплата труда, государственная служба, должностные оклады.

Abstract: The article discusses the mechanism of remuneration of civil servants. 

Key words:  labor remuneration, public service, official salaries.

  

В современных реалиях организация оплаты труда государственных гражданских служащих является одним из путей повышения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации. Сумма денежного содержания оказывает мотивирующее влияние на деятельность государственных служащих, влияет на результативность работы сотрудников государственного аппарата.

Государственная гражданская служба является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы для обеспечения выполнения полномочий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, заменяющих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [1].

Гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по государственной службе, является государственным служащим. Он выполняет профессиональную деятельность на должностях государственной службы в соответствии с законом о назначении и контракте на обслуживание и получает денежную поддержку из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [2].

Основные нормативные положения в части оплаты труда государственных служащих Российской Федерации, изложенные в гл. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих регулируются рядом других нормативных актов: указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, специальные внутренние нормативные акты государственных органов, законы субъектов Российской Федерации, постановления Правительства субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения губернаторов субъектов Федерации, письма государственных органов, направленные на регулирование определенных вопросов в системе оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации и т. д. [2].

В соответствии с пунктом 1 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, которое является основным средством его материальной поддержки и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Компонентами оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего являются:

1) месячный оклад государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад);

2) ежемесячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);

3) ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

Точные размеры окладов и других выплат, входящие в состав денежного содержания, конкретизируются специальными отдельными нормативными актами.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Размер заработной платы по должностям государственной службы ежегодно индексируется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Должностные оклады устанавливаются указом Президента Российской Федерации по всем видам федеральных государственных органов. На уровне субъектов Российской Федерации размеры должностных окладов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Федерации. При определении размеров должностных окладов в регионах известны следующие разновидности:

1) в зависимости от размера минимальной заработной платы;

2) в процентах от средней заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации;

3) в кратном размере прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;

4) при помощи установления «расчетной единицы»;

5) сетка должностных окладов рассчитывается на основе коэффициентов между категориями и группами должностей государственной службы субъекта Российской Федерации [3].

С помощью наиболее значимых факторов, определяющих профессиональную деятельность государственных служащих, определяется многокомпонентная и многофакторная модель ежемесячного дохода (см. рис. 1).

Рисунок 1

Взаимосвязь основных факторов, определяющих профессиональную деятельность государственных служащих со структурой оплаты труда

Структура типовой модели ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего представлена на рис. 2.

Рисунок 2

Типовая модель ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего

Гражданским служащим классный чин присваивается в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы [2].

Классный чин - это степень, класс, квалификация пригодности работника к определенной деятельности на основе его знаний, умений и навыков.

Оклад за  классный  чин  отражает всестороннюю оценку государственного служащего как специалиста - и результаты выполнения профессиональной служебной деятельности, а также качества ее выполнения. Назначение чинов разных классов основано на том, что государственные служащие могут выполнять работу одинаковой сложности с различным качеством.

Для каждого классного чина предусмотрена вилка заработанной платы за классный чин, которая отражает реальный уровень квалификации государственного служащего в денежном содержании. Присвоение  классного  чина отражает ценность сотрудника для определенного  государственного органа. Эта ценность может быть определена не только добросовестностью и опытом работы, но и индивидуальными качествами - уникальными навыками и знаниями технологии  подготовки  и реализации  государственных  решений. Сотрудники, имеющие одинаковые классные чины, получают одинаковую заработанную плату за классный чин, выполняя различные виды работ.

Оклады  денежного содержания государственных  гражданских  служащих  (сумма должностного оклада и оклада за классный чин) дифференцируют вознаграждение труда по видам государственных органов, по видам профессиональной деятельности и по квалификации. Величины окладов денежного содержания довольно постоянны с течением времени. В частности, должностные оклады изменяется в результате горизонтального или вертикального перемещения государственного служащего по карьерной лестнице (ротация или карьерный рост), а оклады классного чина могут пересматриваться не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года.

В дополнение к общей структуре оклада месячного денежного содержания в ФЗ-79 зафиксирован список и сумма дополнительных выплат государственному гражданскому служащему. В частности, этот закон отражает, что к дополнительным выплатам государственного гражданского служащего относятся следующие [4]:

1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах (максимальный размер - 30 %):

2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (до 200 %). Процентная доля определяется в соответствии с назначением должности гражданской службы определенной группы, а именно:

3. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу с данными, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации:

4. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальная сумма не ограничена).

5. Ежемесячное денежное поощрение. Его размер устанавливается в зависимости от занимаемых должностей гражданских служащих и выражается количеством окладов.

6. Единовременная выплата в виде ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Структура заработной платы государственных служащих, определенная в ФЗ-79, характеризуется тем, что размер заработной платы связан с занимаемой должностным лицом должности, его классным чином, продолжительностью службы, особыми условиями государственной службы и другими формальными аспектами.

Также в ФЗ-79 есть пункт, который регулирует возможность создания особого порядка для оплаты труда государственных служащих на определенных должностях. В этом случае вознаграждение труда определяется в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной деятельности, определенных в срочном трудовом договоре.

Специальным указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждается перечень должностей государственной службы, для которых может быть установлен специальный порядок выплаты вознаграждения, а также порядок установления оплаты труда государственных служащих. Оплата труда по отдельным должностям на государственной службе, которая имеет особый порядок оплаты труда, производится в рамках установленного фонда оплаты труда гражданских служащих [6].

Конкретный размер фонда оплаты труда государственных служащих отдельного государственного федерального органа или органа субъекта Российской Федерации формируется на основе данных о структуре государственного органа и численности работников на различных должностях. Специальные нормативно-правовые акты на федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации отражают порядок формирования структурных подразделений государственных органов: их число (в зависимости от количества работников), наименование (управление, отдел, и т. д.), структурная координация и методология расчета количества пропорционального числа сотрудников для каждой категории должности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России в настоящее время существует значительное количество правовых актов, регулирующих и разъясняющих различные вопросы из сферы оплаты труда государственных служащих Российской Федерации. Поскольку государственная служба играет решающую роль в обеспечении функционирования государства, важно, чтобы она функционировала эффективно, а ее сотрудники были мотивированы к результативной и эффективной работе.

 

Список использованных источников: 

 

1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003.N 22. ст. 2063.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. N 31. ст. 3215.

3. Вагина Л. В. Организация оплаты труда государственных гражданских служащих в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 4. С. 46-63.

4. Зернова И. Оплата труда гражданских служащих // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 2.

5. Журавлева Т.А. Система оплаты труда и мотивация государственных гражданских служащих: обзор международной практики // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 331-345.

6. Панова Е.А. Оплата труда государственных гражданских служащих: проблемные зоны и направления совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2015. № 1. С. 110-131.