СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КАДРОВОЙ РАБОТЫ
 

IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING IN THE FRAMEWORK OF PERSONNEL WORK

 

Лукина Наталия Андреевна,

студент

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Lukina Natalia Andreevna,

student

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Научный руководитель:

Клюкин Андрей Игоревич,

кандидат исторических наук,

Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Тамбов, Россия

Scientific supervisor:

Klyukin Andrey I.,

Ph.D. in History

Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Tambov, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

УДК 35

Аннотация:  В статье рассматриваются вопросы технологии управления кадровым потенциалом подразделений органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Автором анализируются возможные пути совершенствования кадрового потенциала территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ключевые слова:  Роспотребнадзор России, кадровая работа, кадровый потенциал.

Abstract: The article discusses the issues of technology management of personnel potential units of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare. The author analyzes possible ways to improve the personnel potential of the territorial bodies of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare. 

Key words:  Rospotrebnadzor of Russia, personnel work, personnel potential.

  

В соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор России) Роспотребнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей [1].

Территориальным органом Роспотребнадзора России в Тамбовской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление), которое действует на основании положения, утвержденного  приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012  №723 [2].

На сегодняшний день сфера защиты прав потребителей и благополучия человека является одной из приоритетных для современного государства, поскольку от того, насколько эффективно соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы и требования, организуются и проводятся проверки соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям санитарного законодательства, технических регламентов, каково качество и безопасность продуктов питания зависит здоровье человека, его возможность успешно развиваться, осуществлять трудовые и иные функции.

В связи с этим, в органах и учреждениях Роспотребнадзора России должны работать такие сотрудники, которые на высоком профессиональном уровне будут реализовать функции и задачи, стоящие перед Роспотребнадзором  России. Как указывает Г.Г. Онищенко, «одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является эффективная кадровая политика, направленная на совершенствование подготовки и восполнение кадрового потенциала в системе Роспотребнадзора»   [3, с. 8].

Определение территориальными органами Роспотребнадзора России общей и дополнительной потребности в служащих является важным элементом в прогнозировании дальнейшего развития данного органа. При этом, каждый территориальный орган Роспотребнадзора России рассчитывает текущую и перспективную потребность в специалистах самостоятельно с учетом утвержденной штатной численности, укомплектованности, половозрастного состава сотрудников, текучести кадров.

На сегодняшний день, как отмечает А.А. Косарева, отсутствует единая, универсальная методика для определения потребности кадров для обеспечения реализации функций и задач Роспотребнадзора. В настоящее время существует ряд методов, позволяющих оценить кадровую потребность в специалистах в тот или иной период. К ним относятся метод, в основе которого лежит использование коэффициента насыщения, штатный метод, метод, основанный на номенклатуре должностей, нормативный и компаративный, метод экспертных оценок и др. [4, с. 10] Вместе с тем, объемное число методов определения потребности кадров не формирует единый методологический подход, позволяющий осуществить совместное использование различных методов и моделей для решения задач по определению потребности в специалистах для отдельно взятых коллективов на перспективу. Кроме того,  в связи с особенностями территориального устройства нашей страны определенные трудности вызывает возможность разработки для территориальных органов Роспотребнадзора России унифицированной модели, в которой учитывались бы особенности всех субъектов Российской Федерации.

Поскольку деятельность Роспотребнадзора России и его территориальных органов связана с реализацией государственной политики в сфере защиты благополучия человека, то сегодня для обеспечения деятельности данного органа исполнительной власти требуются молодые специалисты медико-профилактического профиля, приобретшие необходимый опыт практической работы. В связи с этим, важным аспектом работы руководителей территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора России является трудоустройство выпускников медицинских ВУЗов, которые по своим деловым качествам и приобретенным навыкам смогут эффективно выполнять задачи, стоящие перед государственными гражданскими служащими данного органа исполнительной власти.

 Для повышения эффективности кадрового потенциала органов Роспотребнадзора России необходима качественная переподготовка государственных гражданских служащих, в случае необходимости,  на всех этапах их работы в соответствии с современными требованиями не только самого государственного органа, как работодателя, но и в соответствии с требованиями времени и запросами общества.

В субъектах Российской Федерации должна применяться система целевой контрактной подготовки специалистов для Роспотребнадзора России на медико-профилактических факультетах медицинских высших учебных заведений. Зачисление по целевому набору дает абитуриенту реальную возможность поступления в ВУЗ на бюджетное место и, в дальнейшем, способствует закреплению молодых специалистов в органах и учреждениях Роспотребнадзора России.

Кроме того, современные правовые, экономические, политические условия требуют быстрого развития и непрерывных изменений в деятельности органов Роспотебнадзора России, освоения новых технологий, внедрения современных научных достижений и разработок. В этих условиях непрерывное повышение квалификации и рост профессионализма специалистов является одной из приоритетных задач, тесно связанной со всеми остальными направлениями работы. Таким образом, для повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих территориальных органов Роспотребнадзора России необходимо проводить переподготовку в ВУЗах, находящихся на территории субъекта России, что позволит получать необходимые знания и навыки без отрыва об осуществления их непосредственных задач и функций.

Хотелось бы отметить, что в органах и учреждениях Роспотребнадзора России работают, в основном, сотрудники с медицинским или юридическим образованием. При этом, иногда наблюдаются существенные пробелы в подготовке кадров медико-профилактического в части знания основ государственного управления, юриспруденции, оценки риска для здоровья населения, экономики здравоохранения, защиты прав потребителей, а в подготовке кадров юридического профиля – в части знаний основ медицины и здравоохранения, санитарно-эпидемиологических норм [5]. В связи с этим, система подготовки и переподготовки управленческих кадров для органов Роспотребнадзора России должна предусматривать существенное расширение изучаемых предметов, среди которых должны быть включены юридические основы деятельности в области защиты прав потребителей, основы менеджмента, медицинской статистики, экономики здравоохранения и др.

Как отмечает Г.Г. Онищено,  «эти знания, умение применять их на практике, становятся особенно актуальны в связи с выходом федеральных законов «О борьбе с коррупцией», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», других нормативных законодательных актов, реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат» [6, с. 10].

Необходимо отметить, что Роспотребнадзор России является органом исполнительной власти, осуществляющим административное производство по нарушениям санитарно-эпидемиологического благополучия и нарушениям, связанным с защитой прав потребителей. Сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора России наделены полномочиями по проведению проверок в данной сфере, а должностные лица также полномочиями по возбуждению административных дел. В связи с этим, система подготовки и переподготовки кадров для органов Роспотребнадзора России должна включать в себя основы административного производства, поскольку от того, насколько эффективно осуществляется рассмотрение административного дела зависит реализация санкций для нарушителей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что только нормативное регулирование кадровой работы органов Роспотребнадзора России не позволит решить задачи повышения кадрового потенциала данного органа. В настоящее время необходим комплексный подход к оценке кадрового состава органов и учреждений Роспотребнадзора России, выявление его сильных и слабых сторон, контролирование и стимулирование кадрового потенциала данного органа исполнительной власти, проведение профилактических мер, направленных на подготовку и переподготовку специалистов, которые отвечали бы не только современным требованиям государства, но и запросам каждого человека и общества  в целом. .

 

Список использованных источников: 

 

1. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Российская газета. 8 июля 2004 г. № 144.

2. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 №723 // Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области. URL: http://68.rospotrebnadzor.ru/content/484/ (Дата обращения: 01.12.2018).

3. Онищенко Г.Г. О подготовке кадров медико-профилактического профиля для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2009. № 4 (33).

4. Косарева А.А. Анализ современных методов определения потребности в специалистах в территориальных органах и подведомственных организациях Роспотребнадзора //  Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249).

5. Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В., Крюкова Т.В. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 1 (50).

6. Онищенко Г.Г. О подготовке кадров медико-профилактического профиля для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2009. № 4 (33).